В последние годы своей жизни Михаил Георгиевич Первухин много работал над воспоминаниями о прожитом, как будто хотел успеть передать людям свою историческую память об основных этапах своей жизни, переплетенных с эпохальными периодами созидательной деятельности в первой стране Советов. Характер его воспоминаний, отдельные ремарки свидетельствуют о его переживаниях, что его соратники, с которыми он работал многие годы и внесшие весомый вклад в становление страны, уходят в вечность, а память о них современники предают незаслуженному забвению. Во многом в этом находило появление действия законов советской бюрократии, признававшей главным образом текущие заслуги партийных и хозяйственных деятелей в построении советского общества, отдавая дань только действующим партийным вождям и официально признанным основоположникам советского государства.
Свои воспоминания Первухин начинает выдержками из высказываний В.И.Ленина, на основе которых сформировались его жизненные ориентиры и цели, мотивация и устремления. первухин свято чтил и сохранял семейные ценности, полученные от своих родителей и старшего и младшего братьев. Недаром в своей московской квартире в кабинете, в котором он ежедневно работал, на стене во все времена висели портреты отца, матери и Ленина, а в книжном шкафу всегда под рукой были полные собрания сочинений В.И.Ленина, отдельные ленинские брошюры и книги, многочисленные энциклопедические издания, собрание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса. Среди главных убранств на книжных полках стояли фигуры и бюст Ленина.
Вот как начинает свои воспоминания М.Г.Первухин: "В речи на 3-м Всероссийском съезде российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920г. "О задачах союзов молодежи" В.И.Ленин говорил: "Задача состоит в том, чтобы учиться","учиться коммунизму", "Вы должны построить коммунистическое общество." "Мы знаем, что коммунистическое общество нельзя построить , если не возродить промышленность и земледелие, причем надо возродить их не по старому. Надо возродить их на современной по последнему слову науки построенной основе. Вы знаете, что этой основой является электричество что только когда произойдет электрификация всей страны, всех отраслей промышленности и земледелия , когда вы эту задачу освоите, только тогда вы для себя сможете построить то коммунистическое общество, которое не сможет построить старое поколение."
"Перед вами задача строительства , и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программы в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу , превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы."
"А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество и само будет строить это общество. И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества."
"Нам следует рассчитывать, что нужно не менее 10 лет для электрификации страны, чтобы наша обнищавшая земля могла быть обслужена по последним достижениям техники. И вот поколение, которому 15 лет и которое через 10-20 лет будет жить в коммунистическом обществе, должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пуская самую простую. По мере того, как это будет происходить в каждой деревне, по мере того, как будет развиваться коммунистическое соревнование, по мере того, как молодежь будет доказывать , что она умеет свой труд, - по мере этого успех коммунистического строительства будет обеспечен."
В докладе о деятельности Совета народных комиссаров на 8-м Всероссийском съезде Советов 22 декабря 1920 года В.И.Ленин, говоря о задачах на хозяйственном фронте отмечал: "Пока мы живем в мелкокрестьянской стране, для капитализма в России есть более прочная экономическая база, чем для коммунизма." Каждый ,внимательно наблюдавший за жизнью города, знает, что мы корней капитализма не вырвали и не подорвали. Последний держится на мелком хозяйстве, и чтобы подорвать его, есть одно средство - перевести хозяйство страны, в том числе и земледелие , на новую техническую базу современного крупного производства, Такой базой является только электричество. Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны. (подчеркнуто М.Г.Первухиным). "Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно."
Ленинские высказывания о задачах молодежи и планах электрификации стран - университеты М.Г.Первухина, которому, можно сказать, повезло, что в юности он имел возможность познакомиться и вникнуть в лозунги и призывы лидера молодой советской республики. В выдержках из ленинских тезисов отражается жизненное кредо Первухина, от которых он не отступал ни при каких обрушивавшихся на него жизненных испытаниях.
Вот как Первухин пишет о значимости тезисов В.И.Ленина: "эти простые мудрые слова великого Ленина глубоко запали в душу и сознание молодежи нашего поколения. Желание читаться, овладеть званиями, чтобы строить коммунизм, охватило широкие слои молодежи. Тогда мне было 16 лет, я работал по вечерам, учился в 9-м классе 2й ступени г.Златоуста. Читая речи В.И.Ленина, я считал, что они прямо относятся ко мне и моим сверстникам, товарищам по комсомолу. Необходимость поскорее закончить среднее образование особое, первоочередное значение. Мы мечтали затем поехать в Москву учиться, получить высшее образование и активно участвовать в создании коммунистического общества.
Лично я решил стать инженером-энергетиком, чтобы участвовать в электрификации нашей страны. В июне 1922г. я успешно окончил школу 2й ступени и стал думать, как куда-либо поехать, чтобы получить высшее образование. Счастье подвернулось. Златоустовский райком профсоюза металлистов получил несколько путевок в ВУЗы города Москвы. Мне, согласно моему желанию, дали направление на электропромышленный факультет Московского экономического института им Карла Маркса (позднее переименованный в имени Плеханова).
Название Экономический институт меня несколько смущало, я хотел быть инженером , а не экономистом, но название факультета - электропромышленый - несколько успокаивало, ибо я понимал, что люди, окончившие его, будут иметь отношение к электрификации. а это было для меня самое главное.
В августе месяце 1922г. мы, группа молодежи г.Златоуста, приехали в Москву учиться. На другой день я отыскал Институт, сдал в приемную комиссию свои документы и был принят на электропромышленный факультет.
Приходя каждый день в Институт , хотя занятий еще не было, я выспрашивал у студентов старший курсов об электропромышленном факультете, кого он готовит. Когда узнал, что он выпускает инженеров-электриков, был вполне доволен, что попал туда куда стремился.
Приступив на первых двух курсах к изучению общеобразовательных предметов: высшей математики, физики, химии и других а на старших- к изучению
электротехники и других специальных предметов мы студенческая молодежь не замыкались в рамках только учебы. "Грызя гранит науки", как тогда любили говорить, мы принимали активное участие, через своих представителей в предметных комиссиях (на кафедрах) в деканате факультета в разработке учебных программ. Все ненужное, захламляющее голову молодежи, как выражался В.И.Ленин, мы старались исключить из учебных программ с тем, чтобы осталось больше времени на освоение нужных, современных знаний науки.
Подводя итоги своей инженерной деятельности, а также других, окончивших наш Институт, можно сказать, что наш электропромышленный факультет выпускал хорошо подготовленных специалистов - энергетиков, зарекомендовавших себя на практике как на электростанциях, так и в промышленности.
Мы изучали план ГОЭЛРО, утвержденный 8м Съездом Советов в 1920 году, а также горячо рекомендованную В.И.Лениным книгу И.Степанова "Электрификация в РСФСР", вышедшая в 1923году. Я приобрел эти замечательные труды, они сохранились у меня до сих пор как самые дорогие реликвии.
Вовремя студенческих каникул, мы группами выезжали в районе страны, где троились новые электростанции. Только в декабре 1923 года большая группа студентов нашего Института ездила на экскурсию в Петроград. Кроме достопримечательностей этого славного города, колыбели Великой октябрьской Социалистической революции, мы осмотрели стоящуюся на окраине города на берегу Невы Тепловую электростанцию "Уткина заводь" (с 1922г. - «Красный Октябрь"). Было завершено строительство первой очереди этой станции на мощность 10 тыс. КВт и велось ее дальнейшее расширение до 30 000Квт. На электростанции в топках котлов сжигался кусковой торф, добываемый под Петроградом. Вот как писал в своей книге И.Степанов относительно этой электростанции: "Под Петроградом начнет свои действия новая Центральная электростанция/ «Утиная Заводь", которая к 50 000Квт мощности существующих станций разом присоединит еще 10 тыс. Квт, т.е. 20%, во втором году увеличит свою мощность до 20 000Квт, а еще через год- до 30 тыс.Квт, т.е.увеличит теперешнее снабжение петербургского района электрической энергией на 60%»
Затем мы посетили строительство Волховской гидроэлектростанции, которая одной из первых начала строится по плану ГОЭЛРО. Мощность гидроэлектростанции - 67,7 тыс. КВт, казалась нам тогда колоссальной. Несмотря на холодные зимние дни строительство шло полным ходом. Производилось бетонирование плотины станции в тепляках. Механизация работ была незначительная, песок, графит доставлялись на лошадях, арматура вязалась вручную, бетон уплотнялся рабочими-бетонщиками, которые ходили по очередной вылитой порции бетона.
Строительством руководил известный высоко-эрудированный инженер О.Г.Графтио. Он был одним из немногих специалистов старой школы, которые принимали участие в разработке плана ГОЭЛРО.
Мне пришлось не раз встретиться с Г.О.Графтио, когда я работал инженером в энергетике. Это был глубоко вдумчивый образованный инженер, любящий свое дело и проявлявший большую энергию в решение поставленных перед ним задач в последние годы своей жизни он был инспектором Наркомата электростанций и электропромышленности по гидростанциям. Несмотря на преклонный возраст он обследовал почти все действующие тогда гидроэлектростанции и давал полезные рекомендации.
В зимние каникулы 1924 года группа студентов электропромышленного факультета побывала на первой тепловой электростанции, построенной по плану ГОЭЛРО, впервые в крупных масштабах использующей подмосковный низкосортный уголь, Каширской районной электростанции. Строительство этой электростанции началось по решению Совета Труда и Обороны от 25 марта 1919г., и ее первая очередь была пущена в 1922 г. Место строительства было выбрано специальной комиссией в декабре 1918 года на правом возвышенном берегу реки Оки в 5 км от железнодорожной станции Кашира. При выборе места для электростанции, как пишет главный инженер Каширстроя Г.Д.Цюрупа, руководствовались следующим: во-первых, наличием необходимого количества воды, потребной для охлаждения конденсаторов турбин и питания паровых котлов; во-вторых, наличием ж.д. путей , удобно связывающих электростанцию с районом угольных разработок, в-третьих, близким расположением электростанции к Московскому промышленному району; и, в-четвертых, тем соображением, что расположение электрической станции непосредственно в районе залегания подмосковного угля не имело особых выгод в отношении доставки угля на станцию, так как подмосковный уголь залегает небольшими месторождениями и поэтому уголь для электростанции приходится брать со многих шахт, а, кроме того, в районе расположения угля мало воды. Машинный зал, где работали два мощных потому времени турбогенераторы по 6 000КВт произвел на нас внушительное впечатление своими размерами и спокойной работой. Электрические генераторы приводились во вращение паровыми одноцилиндровыми турбинами фирмы ВВС (Браун Бовери) с параметрами пара : 16 атм. и 350С. Первый турбогенератор был пущен в июне 1922 ода, а второй - в октябре 1922 года.
В котельной было установлено 12 паровых котлов различных фирм, оборудованных цепными решетками для слоевого сжигания кускового подмосковного угля. В котельной были очень тяжелые условия работы, т.к. сернистые газы в большом количестве выбрасывались из топок в помещение. Кочегарам , шурующим уголь на решетках, приходилось очень тяжело, но они самоотверженно работали, гордясь тем, что работают на первой электростанции, построенной по Ленинскому плану электрификации.
Первоначальный проект Каширской ГРЭС предусматривал ее конечную мощность - 120 тыс. КВт. Впоследствии она была доведена до 180 тыс. КВт и до сороковых годов была одной из самых мощных тепловых электростанций в нашей стране.
Мне потом пришлось несколько лет проработать на Каширской электростанции, и я об этом расскажу позднее несколько подробнее."
Юность и первые годы трудовой деятельности М.Г.Первухина пришлись на годы коренного преобразования в экономике молодой страны Советов, появления новых технологий, в частности, в области производства тепловой и электроэнергии. Старая инженерная школа отживала свою век, и требовались новые навыки организации производства и освоения новой техники и оборудования.
Сформировавшиеся еще в детстве черты характера Первухина - трудолюбие, аккуратность, тщательность, бережное отношение к окружающим его людям и природе, преданность легли на благодатную почву эпохи перемен и преобразований в советской России и создали предпосылки для стремительного продвижения по профессиональной и карьерной лестнице молодому специалисту. Он твердо стоял на принципах правящей идеологии и старался сосредоточиться исключительно на профессиональной стороне жизни, а принадлежность к партии большевиков фактически для него была естественной потребностью для проведения в жизнь заветов В.И.Ленина.
Свою трудовую деятельность Первухин начал в 1919 как внешкольный инструктор Районного отдела Народного образования в г Юрюзань. Тогда же начал работать в качестве секретаря комиссии помощи крестьянам. В том же 1919 г в связи с пожаром, когда сгорел дом его родителей, его семья переезжает в г. Златоуст и на период летнего перерыва в учебе он оформляется на работу в Госкомхоз г. Златоуста и занимается распределением бесхозного имущества, оставленного буржуазией. Первухин учился в вечерней школе 2-ой ступени и одновременно работал - с января 1921 г. - ответственным секретарем редакции газеты "Пролетарская мысль", а с конца 1921 г. - в УКОМе РКСМ заведующим отделом политпросвещения. Как писал Первухин в своих воспоминаниях, - "принимал активное участие в создании комсомольской организации в г. Златоуст". После окончания школы с июля 1922г. он работает уже в партийной организации - Райкоме РКП(б) техническим секретарем. Таким образом, начало его трудовой деятельности еще в период учебы в школе связано с продвижением по комсомольско-партийной линии. Но, судя по всему, эта работа не приносила ему должного удовлетворения, поскольку его главная цель в жизни - стать инженером -энергетиком никаким образом с этим не связывалась. Поэтому при первой же возможности, появившейся в августе 1922г., кода он узнал что поступил запрос на формирование группы для обучения в Москве он добился чтобы ему дали путевку на обучение в Москве и он поехал учиться на инженера-энергетика.
1922 г. - период технической перестройки в области энергетического хозяйства в Московском регионе. Москва и ее окрестностям требовалось больше электроэнергии. Применявшиеся в тот период в московском регионе технологии, основанные на сжигании брикетированного торфа, характеризовались низким коэффициентом полезной отдачи. В 1922 г. началось объединение электростанций Московского региона в трест МОГЭС.
Первоначально МОГЭС объединило управление работой двух электростанций – МГЭС-1 и Электропередача. Начались работы по расширению и реконструкции электростанций, происходило переустройство торфяных топок под котлы. В конце 1927 года в котельной МГЭС-1 были установлены новые котлы «Гарбе», и выработка электроэнергии выросла. В этом же году были прекращены работы по обезвоживанию торфа и производству торфяных брикетов, демонтировались прессы по производству торфяных брикетов, и котловое хозяйство электростанций перестраивалось под технологи. сжигания торфа в пылевидном состоянии.
Одновременно внедрялась технология сжигания торфа в топках котлов как на смеси кускового торфа и торфяной пыли (фрезерного торфа), так и сжигание одного фрезерного торфа.
Так что молодому инженеру энергетику Первухину открывалось огромное поле деятельности по совершенствованию котлового хозяйства электростанций. Свою работу по специальности инженера электрика Первухин начал в октябре 1929 г в качестве инженера Теплового сектора МОГЭС. В мае 1930 г. Центральный комитет партии направляет Первухина в г.Сталинград на военный машиностроительный завод «Баррикады" заведующим энергоцехом. Там он становится главным механиком завода, а затем - заместителем главного инженера управления капитального строительства.
В январе 1933 г. Первухина переводят на работу на Каширскую государственную районную электростанцию старшим инженером котельного цеха, а через 3 года - в 1936 г его назначают директором Каширской ГРЭС. После этого в июне 1937 г. он получает назначение главного инженера МосЭнерго, а затем и исполняющим обязанности управляющего Мосэнерго. Следует отметить, что в этот период по стране прокатилась волна репрессий, людей арестовывали , серьезные каток репрессии прошелся и по руководящему составу Мосэнерго.
В сентябре 1937 г. он уже начальник Главэнерго Наркомата тяжелой промышленности, а в январе 1938 г. получает назначение на пост Заместителя Народного Комиссара тяжелой промышленности, и в июне 1938 г. - Первого Заместителя Народного Комиссара тяжелой промышленности.
С 24 января 1939 г., в связи с реорганизацией Наркомата тяжелой промышленности и созданием Наркомата электростанций и электропромышленности, Первухина назначают Народным комиссаром электростанций и электропромышленности, а 17 апреля 1940 г., после разделения Наркомата электростанций и электропромышленности на два наркомата Первухин становится заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР. (Председателем Совета Народных Комиссаров Союза ССР в то время являлся В.М.Молотов).
В мае 1940 г. в связи с созданием Совета по топливу и электрохозяйству при Совете Народных Комиссаров СССР Первухин назначается Председателем этого Совета. Это был высший орган государственного управления, который рассматривал стратегические вопросы развития топливно-энергетического комплекса страны и руководил работой Наркомугля, Наркомнефти, Наркомтопов республик и Наркомэлектро. В состав Совета входили высшие партийные и хозяйственные руководители страны, на еженедельных заседаниях которого решались, в частности, вопросы увеличения добычи и переработки нефти, повышение качества топлива, создание стратегических запасов нефти и топлива на случай войны. Решениями Совета корректировались плановые задания по разведке, добыче и переработке нефти в сторону их увеличения, принимались и реализовывались решения по увеличению производства нефтяного оборудования.
Совет жестко контролировал выполнение требований промышленными предприятиями обязательных стандартов по качеству и комплектности выпускаемой продукции. Деятельность Совета по топливу и электрохозяйству обеспечила к 1941 г. мобилизацию нефтяной промышленности для обеспечения военных потребностей и в марте 1941 года Совет деятельность была прекращена.